Ассоциация «Честная позиция» обратилась в Правительство Российской Федерации с целью получить разъяснения по коллизии в функциях государственного контроля электротехнической продукции, возникшей в результате принятия некоторых законов, относящихся к применяемой «регуляторной гильотине».
Правительство Российской Федерации регулярно принимает новые и вносит изменения в действующие законы. Несмотря на то, что все они призваны привнести порядок в жизнь общества, некоторые все же могут вызвать определенную сумятицу в правовом поле. Так, например, вступивший в действие с 1 июля 2021 года основополагающий Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» полностью пересмотрел действующую модель проверок бизнеса, организаций и граждан, а также заложил основы нового подхода к контролю и надзору в России: предмет правового регулирования, принципы, предмет и объекты контроля, как должен быть организован контроль, кто участники этих процессов, порядок проведения контроля, его новые и особые виды.
Одновременно с базовым законом о государственном контроле принят новый масштабный по объему Федеральный закон-спутник от 11.06.2021 № 170-ФЗ с изменениями в отдельные действующие законы в связи с принятием закона № 248-ФЗ. Он также за исключением отдельных положений действует с 1 июля 2021 года. Его главная цель ‒ привести положения многих федеральных законов в соответствие с Законом № 248-ФЗ.
В связи с вступлением вышеперечисленных законов в электротехнической отрасли появилась нерегулируемая область правоотношений. Проблема обращения на рынке некачественной электротехнической продукции на рынке продолжает ежедневно напоминать о себе, о чем говорят результаты регулярного мониторинга Ассоциации «Честная позиция». Отмена контрольно-надзорной функции Росстандарта влечет за собой образования правового «вакуума», в результате которого количество реализуемой опасной низковольтной продукции может увеличится. Дело в том, что ранее в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 407 государственный контроль за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», а также Технического регламента Таможенного союза 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» был возложен на Росстандарт в отношении низковольтного оборудования, реализуемого юридическим лицам.
Вступлением в силу Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» фактически отменен государственный контроль за соблюдением требований вышеуказанных технических регламентов. В настоящий момент государственный надзор в сфере низковольтного оборудования остался лишь в ведении Роспотребнадзора, который в рамках своей деятельности осуществляет контроль в отношении электротехнической продукции, реализуемой исключительно для личных, семейных нужд потребителей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 993 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, в которое не включены технические регламенты в отношении безопасности низковольтного оборудования и в отношении электромагнитной совместимости электротехнических изделий, что создало, на наш взгляд, юридическую коллизию, а именно устранило полномочия Росстандарта в работе с электротехническими ТР ТС. Других инструментов контроля в B2B-сегменте со стороны государственных органов на данный момент фактически нет, а рынок еще не в состоянии полноценно саморегулироваться.
Понимая к каким последствия может привести сложившаяся ситуация, Ассоциация «Честная позиция» обратилась в Правительство Российской Федерации за разъяснением в полномочия какого государственного органа входит контроль за соблюдением обозначенных ТР ТС, а также в Генеральному прокурору Российской Федерации на которого возложена обязанность по надзору за выполнением требований законов, которые должны были навести порядок в области государственного контроля.
Отрасль находится в ожидании ответа, о котором мы обязательно проинформируем в последующих публикациях.
Подписывайтесь на наши соц. сети:
Оставайтесь с нами, оставайтесь честными!
Comments