top of page

ОСВЕЩЕНИЕ ДЛЯ РИТЕЙЛА

Организация торговли предъявляет высокие и одновременно специфические требования к освещению. Вид витрин с улиц, первое впечатление при входе, общая атмосфера и нюансы представления отдельных видов товара — все это непосредственно связано со схемами монтажа светотехники, типами осветительных приборов и видами источников света.


Ведь правильно подобранное освещение помогает покупателю сделать выбор, одежда выглядит ярче и красивее, продукты – более привлекательными, аппетитными и свежими.


Сегодня совместно с экспертами Международной светотехнической корпорации «БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП» мы разберем, какие стандарты устанавливают нормы освещения в торговых залах, что необходимо учесть при проектировании систем освещения для ритейла, основные критерии подбора осветительных приборов.


Но для начала давайте разберемся, почему влияние света важно для покупательской способности, и почему этому стоит уделить отдельное внимание.


Как свет влияет на покупательскую способность людей?


Вопрос достаточно глобальный и больше про экономику в целом. Если отвечать прямо на этот вопрос, то освещение влияет на покупательскую способность косвенно. 


Уместнее спросить про «покупательскую активность». В таком случае освещение в магазинах имеет значительное влияние, оказывая эффект как на эмоциональный, так и на поведенческий уровни.


В розничном бизнесе привлечение внимания потребителя играет ключевую роль. В этом помогают динамичные изображения. Однако привлекательная упаковка или интерьер не достаточны сами по себе — для грамотного представления необходимо подбирать правильное освещение. Ведь все визуальные восприятия представляют собой отражение света от поверхности. Покупатели выбирают товар, основываясь в первую очередь на его цвет.


Маловероятно, что человек приобретет тусклую серую булку, но золотистая аппетитная и свежая точно привлечет внимание. При этом выпечка остается той же самой, изменяется лишь освещение. И, возможно, ему даже не нужна была данная покупка, но она завладела его вниманием!


Какие существуют стандарты освещения в торговых залах?


Основные нормы показателей освещенности служат следующие норматично-правовые акты:

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».

Приведенные гигиенические нормативы подразумевают минимальные количественные и качественные значения освещения для безопасного и безвредного выполнения того или иного вида зрительной работы. 


Кроме того, в СанПиН 1.2.3685-21 прописано, что для общего искусственного освещения следует использовать источники света с индексом цветопередачи Ra ≥ 85 и цветовой коррелированной температурой от 2400 K до 6500 K. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать  4000 K. 


Требования по освещению торговых залов в документах практически полностью пересекаются. В случае различий следует взять показатели выше.

Таблица 5.25 Требования к освещению рабочих мест в помещениях общественных зданий, а также сопутствующих им производственных помещениях СанПиН 1.2.3685-21

Таблица Л.1 Показатели освещения основных помещений общественных, жилых и вспомогательных зданий СП 52.13330.2016


Какие же критерии освещенности предлагает маргетинг для ритейла?


Мерчандайзинг предлагает значения на несколько ступеней выше, чтобы разбудить покупателя, замотивировать на покупки.  В основном руководствуются правилом «золотой полки». 


Под данным термином маркетологи понимают следующий принцип – товар, который расположен на уровне глаз покупателя, продаётся значительно лучше, чем тот товар, который расположен ниже линии пояса или выше уровня глаз.


Следовательно, из определения можно понять, что на уровне глаз, примерно от 1,2 метра до 1,7 метра нужно расположить наиболее высокомаржинальный или контрастный товар, чтобы привлечь взгляд покупателя.


Для расчётных значений в основном берут плоскость на высоте 1,2 м. Уровень освещённости у каждой сети свой. Самое частое требование освещённости от общего света – 1000 лк. Акцентные зоны, соответственно, доходят до 2000 лк. И здесь самое главное – не «пережарить» товар. 


Не забывайте про аварийное освещение!


Аварийное освещение играет ключевую роль в экстренном спасении людей и продолжении критически важных работ. Быстро покинуть помещение, нейтрализовать цепочку технологических аварий — все это возможно только с помощью специальных осветительных систем, подключенных к резервным источникам энергии.


В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения безопасности в аварийных ситуациях в проектной документации должно быть предусмотрено аварийное освещение.


Значения для нормирования приведены в СП 439.1325800.2018 «Здания и сооружения. Правила проектирования аварийного освещения» и СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».


Как и с рабочим освещением, нужно исходить из более строгих показателей.

Таблица 9.1 Аварийное освещение зданий и сооружений СП 439.1325800.2018 

Таблица 7.28 Нормы аварийного освещения СП 52.13330.2016


Что важно учитывать при проектировании систем освещения для ритейла?

1. Тип продукции


Исходя из этого, понимаем в каком направлении выбирать концепцию.


Различные типы товаров требуют разного подхода к освещению. Например, одежда может требовать яркого и равномерного света, в то время как ювелирные изделия могут выигрывать от направленного света, подчеркивающего детали.


2. Фон соседей


Если окружение магазина, такие как соседние павильоны и здания, выразительное и насыщенное, тогда ориентирование на минимальные стандарты нецелесообразно. В таком случае торговая точка может выглядеть незаметной и непривлекательной для покупателей. Рекомендуется провести аудит близлежащих точек.


3. Отделка магазина 


Как было отмечено ранее, правильное сочетание света и цвета – необходимость! Тёплое освещение может погубить холодную отделку и наоборот. 


4. Путь покупателя


В первую очередь его формирует выкладка товара. Свет помогает создать дополнительный акцент, привлекая внимание к продукции не только в проходах, но и на торцах. Он выделяет самые отдаленные и глубокие стеллажи, подчеркивает ассортимент на нижних полках. Активные световые эффекты могут удерживать интерес покупателей, что, в свою очередь, может привести к увеличению времени пребывания в магазине. Поэтому более предпочтительным вариантом является комбинированное освещение, сочетающее общее и акцентное.


Особое внимание следует уделить освещению витрин, а также фронтальных и тыловых стеллажей. Как правило, уровень освещенности в акцентных зонах выше в  1,5-2 раза по сравнению с остальным залом.


5. Зрительный комфорт


Есть важное правило в проектировании любого освещения: «источника освещения не должно быть видно». При беглом просмотре магазина не должно появляться зайчиков от светильников, повёрнутых световым отверстием прямо в глаз. 


В попытке сэкономить заказчики предпочитают сокращать количество световых точек. Для выполнения норм освещенности оставшиеся светильники приходится нацеливать так, что перестают соблюдаться защитные углы, что приводит к дискомфорту посетителей.


6. Рациональность расстановки осветительного оборудования 


Не должно быть света «в никуда». Данный пункт сильно взаимосвязан с  энергоэффективностью осветительной установки.


На какие критерии необходимо ориентироваться при выборе осветительных приборов для ритейла?


1. Эстетичный вид осветительного прибора


Глаз не должен видеть источник света, но сам корпус светильника – это часть общей композиции пространства. Согласовывайте дизайн светильников с общим стилем магазина, чтобы создать гармоничное визуальное впечатление.


2. Цветовая температура


Акценты можно создавать не только световым контрастом, но и цветовым. Различные коррелированные цветовые  температуры  источников света  привлекают  покупателей к определенным продуктам или направляют их в определенные части магазина. 


Так к общему  освещению добавляют

  • тёплое освещение для хлебобулочных изделий и копчёной рыбы

  • холодное освещение для замороженных продуктов

  • нейтральное – для фруктов и овощей

  • и многие другие варианты

Следует помнить, что акцентный свет должен перебивать общий!


3. Индекс цветопередачи


Белые рубашки и платья разных оттенков под слабой цветопередачей сольются воедино, а при дневном свете может оказаться, что они разных тонов. Обилие нюансов красных помад также требует особого внимания – некоторые сети имеют требование к цветопередаче образца R9 выше 60.


Магазины премиум-класса обычно устанавливают стандарты с индексом Ra>90 для точного воспроизведения цветов и обеспечения высокого качества освещения.


4. Энергоэффективность


Использование энергосберегающих технологий, таких как светодиоды, способствует уменьшению энергопотребления и снижению затрат на обслуживание. Хотя стоимость светодиодных светильников выше по сравнению с аналогами с лампами, но в перспективе эксплуатации они окупают себя за короткое время. 


5. Возможность управления освещением


Данная функция позволяет регулировать поток и/или цветовую температуру,  создавая различные сценарии для нужной атмосферы или смещая акценты на другие прилавки.


6. Бюджет


Можно сделать идеальную световую картину по всем параметрам, проработать каждую деталь проекта, но это всегда упирается в бюджет. Зачастую свет – это последний недооценённый пункт на стройке. Его закупка происходит на оставшиеся средства. 


Задача светотехника – суметь сохранить баланс между идеей и возможностями.

 

Подписывайтесь на наши соц. сети:

Оставайтесь с нами, оставайтесь честными!

Commenti


bottom of page