top of page

НОВЫЙ СТАНДАРТ НА ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ: ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Несмотря на то, что межгосударственный стандарт ГОСТ 34819-2021 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» вступил в законную силу почти два месяца назад – с 1 июля 2022 года, у отрасли остаются вопросы по его применению. В сегодняшней публикации мы досконально разбираемся в отличительных особенностях и тонкостях нового стандарта, рассказываем о трудностях, с которыми сталкиваются предприятия отрасли, а также оцениваем влияние ГОСТа на стоимость светильников и качество светодиодного оборудования.


О ГОСТе 34819-2021

Новый стандарт на светотехнику разработан ООО «Всесоюзным научно-исследовательским светотехническим институтом им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ») взамен национального стандарта – ГОСТ Р54350-2015 и распространяется на осветительные приборы с электрическими источниками света (светильники и/или прожекторы) внутреннего и наружного освещения, питаемые напряжением до 1000 В.


ГОСТ 34819-2021 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» устанавливает классификацию, светотехнические требования и методы испытаний осветительных приборов и не распространяется на светотехнического оборудование:

  • для транспортных средств (автомобильных, железнодорожных, авиационных, морских);

  • устанавливаемые на строительных и дорожных машинах;

  • для рудников и шахт;

  • с индивидуальными источниками питания;

  • специальные медицинские, театральные, для фото-, кино- и телесъемок;

  • декоративные для внутреннего освещения общественных и жилых помещений;

  • декоративные со светодиодами не белого цвета;

  • цветодинамические и для иллюминации.


Основные нововведения в стандарте на светотехнику

Светотехническая отрасль постоянно развивается, и сейчас настало время, когда необходимо было конкретизировать требования к светодиодному осветительному оборудованию. Требования «предшественника» нового стандарта – ГОСТ Р54350-2015 – уже несколько устарели и требовали уточнения. ГОСТ 34819-2021 дает более конкретное понимание характеристик, которые должны иметь светодиодные светильники в зависимости от сферы их применения.

«ГОСТ Р 54350 был введен в действие в 2011 году и в течение 10 лет оставался одним из наиболее важных для отрасли документов. Основными задачами, которые мы ставили перед новым – теперь уже межгосударственным – стандартом ГОСТ 34819-2021, стали актуализация требований ГОСТ Р 54350 с учётом развития отрасли и технологии, а также включение в стандарт методов испытаний всех параметров, содержащихся в недавно введенном в действие Постановлении Правительства РФ №2255», – пояснила Анна Шахпарунянц, генеральный директор ВНИСИ.

1. В новом стандарте появились требования к световой отдаче светодиодных светильников, которые зависят от индекса цветопередачи (CRI), цветовой температуры и типа рассеивателя. Величина световой отдачи будет зависеть от типа помещения, где будет использоваться светильник.


«Производителям в этом случае не придется осуществлять серьезных конструктивных изменений, просто нужно будет использовать более энергоэффективные светодиоды», – прокомментировала Светлана Мельникова, руководитель бизнес-юнита «Ритейл» EKF.

За счет увеличения требований к световой отдаче, светильники станут ярче, а потребляемая ими энергия ниже. Кроме этого, увеличиваются требования к индексу цветопередачи для образовательных, медицинских и других помещений, которых не было в предыдущем ГОСТе. А это значит, что качество света должно стать лучше – люди смогут комфортнее чувствовать себя в этих помещениях.


2. В новом ГОСТе впервые введены требования к коэффициенту пульсации светового потока светотехнических приборов и методы его определения (измерения).


Требования к коэффициенту пульсации уже имелись в Постановлении Правительства РФ №2255 и СП52.13330, поэтому этот показатель контролировался и ранее. В новом ГОСТе требования стали жестче, но не для всех производителей это проблема.


При этом стоит отметить, что требования нового ГОСТа пока не являются обязательными, так как ни Постановление Правительства РФ №2255, ни какой-либо другой законодательный акт РФ или ЕАЭС не ссылается на этот стандарт. Вместе с тем преимущество нового ГОСТа – введение методов испытаний коэффициента пульсации и других параметров, методы измерений которых отсутствуют в Постановлении. Это позволит испытательным лабораториям проводить измерения, в том числе на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ №2255, и включить их в свою область аккредитации.


Кроме этого, в ГОСТе впервые приведены:

3. Приложение Г, содержащее светотехнические характеристики, которые должны быть указаны в технических условиях и эксплуатационной документации на оборудование конкретных типов или групп.


4. Приложение Л, содержащее форму таблицы для регистрации результатов измерений сохранения светового потока и коррелированной цветовой температуры при воздействии верхнего и нижнего значений рабочих температур при эксплуатации.


5. Приложение М: Метод измерения коэффициента пульсации светового потока осветительных приборов с помощью осциллографа.


6. Порядок проведения испытаний приведен в соответствии с перечнем технических требований к осветительным приборам.



Вопросы по применению нового ГОСТа, с которыми пришлось столкнуться светотехнической отрасли

Некоторое недопонимание ряда производителей осветительных приборов вызвало отсутствие переходного периода на новый стандарт. При этом дата введения в действие межгосударственного стандарта на территории РФ устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Как отмечают разработчики документа, в течение срока разработки и обсуждения редакций ГОСТа вопрос о нехватке времени на «переходный период» заинтересованными участниками разработки не поднимался.


Не смотря на важное значение для отрасли, ГОСТ 34819-2021 не входит в перечень стандартов для обязательной сертификации, и его соблюдение является рекомендательным, пока он не включен в Технические регламенты ЕАЭС, Постановления Правительства РФ или иные законодательные акты, указывающие на обязательность его требований.


Ещё одним вопросом, который вызывает беспокойство ряда представителей отрасли, является отсутствие аккредитации у лабораторий на проведение испытаний по новому стандарту.


По результатам опроса испытательных центров, проведенного Ассоциацией «Честная позиция» на сегодняшний день ни одна лаборатория не получила аккредитацию по ГОСТ 34819-2021.


Однако беспокоиться не стоит. Действительно, на текущий момент испытания по новому стандарту проводятся в рамках исследовательского протокола, что связано со стремлением испытательных лабораторий совмещать подтверждение компетенции и расширение области аккредитации в целях экономии. Кроме того, с марта по сентябрь 2022 года был введен мораторий на проведение подтверждение компетенции для лабораторий и органов сертификации, а поскольку новый ГОСТ не входит в перечень обязательных к применению, большинство лабораторий не спешит «внепланово» включать его в расширенную область аккредитации.

Также не стоит забывать, что помимо ГОСТ 34819-2021 на территории России действуют требования к осветительным приборам по энергоэффективности в рамках Постановления Правительства № 2255. На наш взгляд, изначально введение нового стандарта, подразумевалась как актуализация и синхронизация ГОСТа с требованиями ПП № 2255 и ТР ЕАЭС 048/2019 «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств».

Финальная версия стандарта отличается в части технических требований.

Так, например, различаются требования к световой отдаче прожекторов со светодиодами (таблица 16 ГОСТ 34819 и таблица 19 ПП2255) и светодиодных светильников для производственных помещений с диффузным рассеивателем и общим индексом цветопередачи от 70 до 80 (таблица 6 ГОСТ 34819 и таблица 18 ПП №2255). В примечаниях к таблице 10 нет поправочного коэффициента для светодиодных панелей с торцевой засветкой, по аналогии с пунктом 21 ПП №2255, а таблица 16 ГОСТ 34819 не содержит примечания о применении поправочного коэффициента для световой отдачи для прожекторов с общим индексом цветопередачи более 90, как это указано в п. 23 ПП №2255. К тому же в новом стандарте отсутствует положение о применении поправочного коэффициента для световой отдачи светильников с коррелированной цветовой температурой менее 3000 К по аналогии с подпунктом «д» пункта 22 ПП №225.


Эти различия объясняются тем, что при разработке ГОСТ 34819 были учтены наиболее актуальные требования, в то время как положения ПП №2255 уже несколько устарели. В то же время требования Постановления Правительства РФ, как обязательного к применению документа, является приоритетными.


Вместе с тем эксперты отмечают, что на данный момент в правовом поле отсутствуют процедуры или документы, которые позволили бы обеспечить выполнение требований ПП №2255 (в частности, методы испытаний нормируемых параметров), и новый ГОСТ вполне мог бы стать инструментом, восполняющим этот пробел.


Цена и качество

По мнению производителей осветительных приборов, цена будет зависеть от способа увеличения светового потока, которым пойдет производитель. Можно «разогнать» светодиоды до требуемых характеристик, но тогда их ресурс будет снижаться. А можно использовать более дорогие и энергоэффективные светодиоды, что увеличит стоимость продукта, но сохранит качество. По итогу цена или не изменится, или изменится, но незначительно. Главный вывод, который можно сделать, это то, что если повсеместно будут использовать оборудование, которое соответствует ГОСТу, то потребитель, которыми являемся все мы, получит комфортный и, главное, безопасный свет, с меньшими затратами на электроэнергию. Соответствие ГОСТ 34819 будет проверяться Ассоциацией «Честная позиция», в рамках совместной с РАЭК инициативы Единой системы входного контроля светодиодного оборудования (ЕСВК.Светотехника) – уникальной системы самоконтроля, работающей на интересы потребителей и поставщиков.


На сегодняшний день ЕСВК уже объединила более 80 ведущих игроков рынка с целью создания структурного канала дистрибуции. Система позволит на системной основе отслеживать качество поступающего осветительного оборудования, оперативно информировать потребителей и продавцов о выявленных нарушениях, изымать из реализации некачественную продукцию и блокировать новые поставки до того момента, пока производитель не пройдет процедуру реабилитации.

 

Подписывайтесь на наши соц. сети:

Оставайтесь с нами, оставайтесь честными!

Comments


bottom of page